chehonin (chehonin) wrote,
chehonin
chehonin

Categories:












Богатые люди это прежде всего люди способные постоять за себя.
Я сейчас нредалеко от Кортрайка. Тут везде очень зжиточно живут. Те самые фламандцы, которые когда то вломили Филипу "красивому", они и тогда, 11 Июля 1302 года, жили очень зажиточно. Филя был что наш "буншапутин" очень любил коррупцию и обман, обирал всех подряд, шельмовал, дурил. Наш сукин сын. Решил дотянуться до богатых городов Фландрии. И впервые неполучилось. Это было первое в истории средневековой Европы сражение, когда пешие ополченцы разбили на ухнарь рыцарскую конницу. С подбитых господ офицеров, сняли золотые и серебрянные шпоры, тщательно задокументировали, и повесили под потолком церкви. На память. Потому это событие так же называют "Битва золотых шпор" За Филю пришли биться около 7 тысяч лбов, из них не менее 3 тысяч конных рыцарей. Итальсянские арбалетчики с большим боевым опытом, испанские метатели дротиков. Фламандское ополчение ококло 11 тысяч пеших.
"Фламандцы выстроились в боевой порядок под стенами все еще оборонявшегося французским гарнизоном Кортрейкского замка, в излучине реки Лис, на равнине между монастырем и Грёнингенским ручьем. Общая длина фронта фламандского ополчения составляла около 1 км. При этом бойцы построились в 7 рядов, примерно по 1400 бойцов в каждом ряду. Фландрские арбалетчики и лучники рассыпались в кустах перед фронтом фламандского войска. Контингент ипрских горожан занял позицию фронтом к осажденному фламандцами Кортрейкскому замку, чтобы воспрепятствовать возможной вылазке французского гарнизона. 500 бойцов были выделены в качестве резерва, заняв позицию на левом фланге в некотором удалении от фламандского фронта. Со стратегической точки зрения фламандцы оказались в сложной ситуации. С одной стороны, обходу фламандского фронта французскими войсками с правого фланга мешал город Кортрейк, а с левого – монастырь.

К тому же заболоченная и поросшая кустарником местность и ручей перед фламандским фронтом были факторами, значительно ослаблявшими силу таранного удара атакующей рыцарской конницы. Но, с другой стороны, в случае неудачи фламандцам было бы некуда отступать. Им оставалось только победить или умереть. Перед началом сражения многие фламандцы, по старинному обычаю, съели по щепотке родной фландрской земли, чтобы укрепить свой дух в соблюдении данной ими клятвы перед лицом жестокого неприятеля, не знающего никакого милосердия к побежденным (в отличие от рыцарей, которые могли ожидать от рыцарей противной стороны пощады с целью получить за них выкуп, горожанам и крестьянам, являвшимся в глазах французской знати «презренными вилланами» рассчитывать на снисхождение было нечего; зато и они не собирались давать врагам никакой пощады)."

"Фламандское народное войско обладало огромным военным опытом, накопленным в ходе многочисленных боевых действий, в которых приходилось участвовать бюргерам (буржуа) фландрских городов, владевшим оружием, обязанным нести военную службу, стоять – в буквальном смысле слова! - на страже городской свободы, неся караульную службу, а в случае военных конфликтов с внешним врагом – вместе с наемными воинами выступать в поход по приказу городских властей. У фламандских крестьян, которым тоже не раз приходилось отстаивать свою свободу в борьбе с пытавшимися поработить их феодалами, также выработались четкие и устойчивые формы военной организации. Убежденность в справедливости своей борьбы, осознание общности своих интересов перед лицом угрозы вражеского порабощения и чувство общефламандской солидарности крепко спаяли ополчения отдельных городов в единое, хорошо организованное и боеспособное войско, отличавшееся большой внутренней сплоченностью.

Фламандские ополченцы имели единообразное вооружение – прежде всего, длинные копья (пики) и мечи. Специфическим для фламандцев видом оружия являлись, наряду с упомянутыми выше железными дубинками, так называемые «годендаги» - от фламандского приветствия «Годен даг!» (Goeden dag!), что значит: «Добрый день!». Годендагом именовалось не поддающееся по сей день однозначной классификации «длиннодревковое оружие, которым можно было одинаково хорошо колоть и рубить». Уже из этого определения явствует, что годендаг никак не мог быть «коротким древком с шипом на конце», как утверждается, например, в книге В.О. Шпаковского (именующего вдобавок годендаг - видимо, на французский манер - «годендажем») «Рыцари Средневековья» (М., «Просвещение», 1997, с. 36). "
"С точки зрения развития военного искусства «битва шпор» имела переломное значение. Сперва сражение при Кортрейке в 1302 г., а вскоре и послужившие, в определенном смысле, его продолжением, победы шотландских пеших копейщиков, атаковавших и разбивших наголову (правда, при поддержке засадного отряда рыцарей Храма, нашедших убежище в Шотландии, находившейся в описываемое время под папским отлучением-интердиктом!) тяжелую английскую конницу в сражении при Баннокберне в 1314 г., а также копейщиков и алебардистов Швейцарской конфедерации над австрийской рыцарской кавалерией в битве при Моргартене в 1315 г. ознаменовали собой возрождение роли пехоты на полях сражений, утраченной ею с конца Античности, если не ранее – со времен битвы под Адрианополем в 378 г., окончившейся разгромом преимущественно пешей римской армии Императора Валента объединенными силами тяжелой конницы германского племени готов и ираноязычных сарматов-аланов.

И, хотя процесс, в ходе которого пехота вновь обрела статус самостоятельного в полном смысле слова рода войск, продолжался еще более ста лет, конные рыцарские армии с момента битвы при Кортрейке, по мере неуклонного роста роли и значения пехоты, распространения наемничества и последовавшего вскоре перехода ко все более широкому применению огнестрельного оружия, выпущенные из которого ядра и пули со все большей легкостью пробивали, соответственно, стены рыцарских замков и рыцарские латы, во все большей степени утрачивали привилегию считаться единственной вооруженной силой, способной решать исход сражений; падение их роли совершалось медленно, но неудержимо, пока в конце концов совсем сошло на нет."

http://www.proza.ru/2008/07/24/467
Subscribe

  • (no subject)

    А почему дедушка спит в твоей постели ? Ему приснился страшный сон, что русские идут. "Мед в голове"

  • (no subject)

    В поле зрения не осталось людей которых можно уважать, на кого можно равняться. Может время такое, подлое, гадкое, сложное, потому и нет. Время лжи…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments